Паркет как оригинальное напольное покрытие пришел к нам из глубин истории, от эпох древних китайских династий и фараонов, а возможно - и из более ранних культур, растворившихся в завесе времени.
Само слово «паркет» более современное, его подарил миру богатый французский язык. Возможно, в силу этих общеизвестных фактов многие по сей день считают, что в России паркет - «иностранец», веяние европейской моды прошлых веков.
Деревянный пол - атрибут славянского быта
На самом деле, славянские народы, на территориях которых и образовалось Государство Российское, использовали деревянные полы искони. А как иначе, если славянин с рождения рос в окружении деревьев, дававших все необходимое для жизни и хозяйства? Дереву приписывались оберегающие и целительные свойства (последние, как подтверждает современная наука, отнюдь не безосновательно), и дощатые настилы украшали как «черные» избы, так и палаты знати. Судя по дошедшим до нас скудным свидетельствам, лучшие произведения тогдашних мастеров мало чем отличались от высококачественного массивного паркета, столь модного в наши дни. Конечно, о таких терминах, как циклевка пола, древние краснодеревщики и не слыхали, но результаты их усилий достойны восхищения.
Причины перехода к собственно «паркетной» технологии также объясняются не только и не столько зарубежным влиянием. Короткие обрезки досок, уложенный по периметру бордюр зрительно увеличивали площадь помещений, что было весьма важно: достаточно посмотреть на старинные гравюры, чтобы понять: особым простором внутренних хором не отличались даже «резиденции» князей.
Русские паркетные технологии
XVI в. ознаменовался распространением в России технологии «косящатых полов»; интересно, но по поводу этого термина до сих пор нет единства даже у историков. Одни считают, что это были наборные полы из плашек, укладываемых «елочкой», то есть косо - отсюда и название. Другие полагают, что речь идет о «дубовых кирпичах» - толстых и коротких брусках, которые настилали «косяками», друг за другом. Но, так или иначе, это были первые прообразы наборного русского паркета. Кстати, прекрасными образчиками «дубового кирпича», которым и поныне не требуется восстановление паркета, можно полюбоваться в Московском кремле (Теремный дворец, Царицына палата) или в Новодевичьем монастыре.
Следом за косящатым полом пришла щитовая технология, затем - инкрустация паркета ценными породами, перламутром, костяными и янтарными вставками. Секрет клея, столетиями удерживающего тонкие деревянные плашки, не восстановлен до сих пор: это тайна, которую унесли с собой безвестные русские мастера. В XVIII-ХIХ вв. художественный паркет в России уже ничем не уступал лучшему европейскому, а современный ассортимент и технологии в принципе не отличаются от мировых.
Но по-прежнему, как и нашим далеким предкам, паркет щедро дарит нам свою красоту и уникальные свойства природной древесины.
Наш контактный телефон: